особенности детей с ОНР

                     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  "Детский сад № 16"   

 г. Балахна,  Нижегородская область

особенности детей с ОНР

 

 

Психолого – педагогическая  характеристика  детей  5-7  лет 

с  общим  недоразвитием  речи.

     Общее  недоразвитие  речи – это  речевая  патология,  при  которой  отмечается  стойкое  отставание  в  формировании  всех  компонентов  языковой  системы: фонетики,  лексики  и  грамматики.

     При   III  уровне  речевого  развития  дети   пользуются  распространёнными  предложениями,  отмечается  попытка  употреблять  сложно – сочинённые  и  сложно – подчинённые  конструкции.  Лексика  таких  детей  включает  все  части  речи.

     Появляются  первые  навыки  словообразования.  Более  устойчивым  становится  употребление  наиболее  простых  грамматических  форм,  а  так же  слов  различной  слоговой  структуры  и  звуконаполняемости.  Несмотря  на  значительное  продвижение  в  формировании  самостоятельной  речи,  чётко  выделяются  основные  пробелы  лексико – грамматического    и  фонетического  формирования  связной  речи, в  том  числе:

·         лексические  замены;

·         трудности  в  образовании  прилагательных  от  существительных  с  различными  значениями  соотнесённости,  в  употреблении  приставочных  глаголов  с  наиболее   тонкими  оттенками   действий;

·         аграмматизм,  проявляющийся  в   неправильном  употреблении  предлогов,  согласовании  прилагательных с  существительными,  числительных – с  существительными;

·         недостатки  звукопроизношения,  выражающиеся  в  смешении,  замене  и  искажении  звуков.

   Незначительные  нарушения  компонентов  языковой    системы  проявляются  в  процессе  детального  обследования  при  выполнении  специально   подобранных   заданий. Отмечается недостаточная  дифференциация  звуков.   Характерное  своеобразие  нарушения  слоговой  структуры   проявляется  в  том,  что  понимая  значение  слова, ребёнок  не  удерживает  в  памяти  его  фонематический  образ,  поэтому  наблюдается  искажение  звуконаполняемости  в  разных  вариантах.

    Недостаточные  внятность,  выразительность  речи  и  нечёткая  дикция  оставляют  впечатление  общей  её  «смазанности».  Остаются   стойкими  ошибки   при  употреблении  суффиксов  существительных со  значениями  единичного  предмета,  субъекта-деятеля,  эмоционально – оттеночных,  уменьшительно 0 ласкательных,  а  так же  прилагательных, характеризующих  эмоционально – волевое  и  физическое  состояние  объектов.  Отмечаются  стойкие  трудности  в  образовании  малознакомых  сложных  слов.

       Особую  сложность  представляют  для  детей  конструкции  предложений  с  разными  придаточными  (пропуски  и  замены  союзов,  инверсия). Они  испытывают  затруднения  при  планировании    высказывания  и  отборе  соответствующих  языковых средств,  что  так  же  обуславливает  своеобразие  их  связной  речи:

  • при  пересказе  дети  ошибаются  в  передаче  логической  последовательности  событий, пропускают  отдельные  звенья,  «теряют»  действующих  лиц;
  • рассказ – описание  мало  доступен  для  детей:  они  обычно  ограничиваются  перечислением  отдельных  предметов  и  их  частей, часть  детей  оказываются  способной  отвечать  лишь  на  вопросы. 

    Таким  образом,  экспрессивная  речь  детей  со  всеми  указанными  особенностями  может  служить  средством    общения  лишь  в  особых  условиях,  требующих  постоянной  помощи  и  побуждения.

    Вне  специального  внимания  к  их  речи  эти  дети  малоактивны,  в  редких  случаях  являются  инициаторами  общения,  недостаточно  общаются  со  сверстниками,  редко  обращаются  с  вопросами  к  взрослым,  не  сопровождают  рассказом  игровые  ситуации.  Это  обуславливает  сниженную  коммуникативную направленность  их  речи. Для  детей  с  общим  недоразвитием  речи  характерен  низкий  уровень  развития  основных  свойств  внимания.  У  некоторых  из  них  отмечается недостаточная  устойчивость  внимания,  ограниченные  возможности  его  распределения.

    Речевое  отставание  отрицательно  сказывается  и  на  развитие  памяти.  При  относительно  сохранной  смысловой,  логической  памяти  у  таких  детей  заметно  снижение  по  сравнению  с  нормально  говорящими сверстниками  вербальная  память  и  продуктивность  запоминания.  Дети  часто  забывают  сложные  инструкции  (трёх – четырёхступенчатые),  опускают  некоторые  их  элементы,  меняют  последовательность  предложенных  заданий.  Нередки  ошибки  дублирования  при  описании  предметов,  картинок.

      У  некоторых  дошкольников  отмечается  низкая  активность  припоминания,  которая  сочетается  с  ограниченными  возможностями  развития  познавательной  деятельности. 

     Связь  между  речевыми  нарушениями  и  другими  сторонами  психического  развития  обуславливает  некоторые  специфические  особенности  мышления.  Обладая  полноценными  предпосылками  для  овладения  мыслительными  операциями,  доступными  их  возрасту,  дети  отстают  в  наглядно – образной  сферы  мышления,  без  специального  обучения  с  трудом  овладевают  анализом  и  синтезом,  сравнением.  Для  многих  из  них  характерна  ригидность  мышления.

      Детям  с  недоразвитием  речи  наряду  с  общей  соматической  ослабленностью  с  замедленным  развитием  локомоторных  функций    присуще  и  некоторое  отставание  в  развитии  двигательной  сферы. У  значительной  части  детей  двигательная  недостаточность  выражается  в  виде  плохой  координации    сложных  движений,  неуверенности  в  воспроизведении  точно  дозированных  движений,  снижении  скорости  и  ловкости    их  выполнения.    Наибольшие  трудности  представляет  выполнение  движений  по  словесной  и  особенно   многоступенчатой  инструкциям.  Дети  отстают  от  нормального   развивающихся  сверстников  в  точном  воспроизведении двигательного  задания  по  пространственно – временном  параметрам,  нарушают  последовательность  элементов  действия,  опускают  его  составные  части. 

      У  детей  с  ОНР  наблюдаются  особенности  в  формировании  мелкой  моторики  рук.  Это  проявляется  прежде  всего  в  недостаточной  координации  пальцев  рук.  

      Психическое  развитие  детей  с  ОНР,  как  правило,  опережает  их  речевое  развитие.  У  них  отмечается  критичность  к  собственной  речевой  недостаточности.  Первичная  патология  речи,  безусловно,  тормозит  формирование  первоначально  сохранных  умственных  способностей,  однако  по  мере  коррекции  словесной  речи  происходит   выравнивание  интеллектуальных  процессов.

 

Дата последнего обновления страницы 04.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения