Психологическое консультирование.
Целью психологического консультирования в ДОУ является оказание психологической помощи по вопросам детско-родительских отношений
Задачи:
1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании, каковыми являются родители (законные представители), в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их в психолого-медико-педагогические консультации.
3. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
4. Проведение индивидуальной и групповой коррекционной работы.
5. Психологическое просвещение родителей при помощи различных форм работы
В системе регуляции деятельности психолога-консультанта существенную роль играют этические принципы. Они закрепляют права и ответственность, тип отношений участников психотерапевтического процесса.
Основные этические принципы, обеспечивающие соблюдение профессиональной этики психолога-консультанта.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к родителям — комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы родители чувствовали себя спокойно и комфортно. Консультанту необходимо уметь внимательно слушать родителей, стараясь понять их , не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности родителей — психолог ориентируется на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить родителям быть искренними и открытыми. Отношения принятия ценностей родителей и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку родителям, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы — психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет родителям , в частности и потому, что жизнь родителей и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и родители являются основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.
4. Анонимность — никакая информация, сообщённая родителями психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи.
В ДОУ применяются различные формы консультативной работы с родителями:
-групповое консультирование (родительские собрания);
- подгрупповое;
-нетрадиционные формы работы;
-индивидуальное консультирование;
-оформление информационных стендов;
-проведение совместных детско-родительских мероприятий;
-тематические заседания.
Для размещения на стендах используются красочно оформленные информационные листы, на каждом представлена основная психологическая информация по конкретному вопросу. Темы рассматриваются по плану и по запросу родителей: адаптация вновь поступивших детей к условиям детского сада; отклонения в поведении ребёнка; психологические особенности развития детей по возрастам; подготовка детей к обучению в школе.
Психологическое консультирование родителей может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной формах. Встреча психолога ДОУ с родителями происходит по запросу родителя (законного представителя), педагогов, администрации или психолога ДОУ.
Поводы для проведения психологической консультации
Плановая встреча
-Информация о возрастных закономерностях развития детей.
-Информация об индивидуальных особенностях развития ребёнка на данном этапе, соотношение с возрастными нормами.
Острая ситуация
-Какие-либо аспекты в поведении или успехах ребёнка вызывают тревогу или недовольство
-Родители не справляются с какой-либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи
Чаще всего родители обращаются за консультацией к психологу в возрастно-психологическом подходе.
Ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей ДОУ.
Плановое групповое консультирование.
Как правило, оно происходит на родительских собраниях. Психолог информирует об общих особенностях группы ДОУ и психологических особенностях данного возрастного этапа развития. Такая деятельность является важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития дошкольников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребёнком на данном этапе; решить как строить с ним отношения. Таким образом, психолог помогает здоровым людям пережить сложную ситуацию. Именно поэтому выступления на родительских собраниях мы квалифицируем как консультирование. Такие встречи помогают родителям познакомиться с психологом, увидеть его стиль работы.
Индивидуальное консультирование родителей.
Описывая стратегию данного консультирования родителей, важно отметить, что принципиальная особенность процесса консультирования, в рамках формирования психологического здоровья детей - это отсутствие жалобы. То есть, у родителей нет запроса. Например, родителей дошкольника пригласили потому, что представителей ДОУ беспокоят какие-либо проявления в поведении ребёнка.
ДОУ проявляют тревогу, выражают беспокойство, то есть являются «заказчиком» консультации. Часто за приглашением родителей стоит желание либо «сделать что-нибудь с ребёнком», либо добиться каких-то изменений в детско-родительских отношениях, достичь изменения родительской позиции. Ведь именно к этому должны привести «адекватное отношение к ребёнку», «согласование семьёй и ДОУ задач воспитания и развития», чего стремится достичь психолог в результате встречи. Ни в коей мере не обесценивания эти задачи, признаем, что родители оказываются немотивированными клиентами. Именно поэтому возникает значимый этап консультирования – побуждение родителей к формированию жалоб, а затем и запроса. Допускается, что семья может отказаться от консультации, от идеи изменений.
При реализации данного консультирования встречаются ситуации, при которых родители имеют свою точку зрения, отличную от педагогической. Стоит так же учесть, что в семье ребёнок проявляет себя иначе, и что у родителей нет возможности сравнить его с другими дошкольниками. Психолог перед консультацией достаточно много времени обсуждает проблему с педагогами. Поэтому разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками. Между тем, для семьи тема беседы иногда становиться неожиданной, или родители не разделяют высказанную психологом точку зрения. Кроме того, проблемы с ребёнком воспринимаются иногда как обвинение в родительском некомпетентности. Испытывая чувство вины, родитель может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно.
Чтобы избежать такой ситуации, предварительно выясняется позиция семьи, описываются все обстоятельства, выделяются сильные стороны ребёнка, на которые можно опираться. И только потом обсуждаются «болевые точки» и согласовывается стратегия сотрудничества.
Консультирование родителей ДОУ по запросу.
Поскольку в индивидуальном социально-психологическом консультировании нуждаются разные родители и за помощью они обращаются по разным поводам, данное направление деятельности разделяется на виды в зависимости от индивидуальных особенностей родителей и тех проблем, по поводу которых они обращаются к психологу. Наиболее часто в практике ДОУ востребованы следующие виды психологического консультирования: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное.
Возрастно-психологическое консультирование
. В настоящее время общую задачувозрастно-психологического консультирования составляет контрольза ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.
Из общей задачи выявлены конкретные задачи:
1.Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.
2.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их с согласия родителей в психолого - медико-педагогическую консультацию.
3.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем.
4.Составление индивидуального маршрута психологической коррекции.
5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.
С детьми консультирование осуществляется в присутствии родителей. Вначале следует диагностика, где мы используем стандартные методики, те, которые прошли стандартизацию. Диагностика дополняется визуальным наблюдением.
Поведенческое консультирование.
Цель психологической помощи: обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового обуславливания и на этой основе помощь родителям в овладении новым типом поведения. Частные цели включают в себя:
-формирование новых социальных умений;
-овладение психологическими целями саморегуляции;
- снятие стресса, избавление от эмоциональных травм.
Семейное консультирование.
Ставит своей целью совместное с психологом ДОУ изучение проблемы члена (членов) семьи для изменения ролевого взаимодействия в семье и обеспечения возможностей личностного роста. В процессе консультирования акцент ставится на анализе ситуации, на аспектах ролевого взаимодействия в семье, на поиске личностного ресурса субъектов консультирования и обсуждения вопросов обсуждения ситуации.
Основываясь на опыте работы, можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются родители к психологу ДОУ: вопросы воспитания и развития ребёнка, готовность к обучению в школе, проблемы, связанные с адаптацией ребёнка к детскому саду, поведенческие проблемы, проблемы общения.
|